Анализ анкетирования родителей школьников 8-11 классов по вопросам IT-образования в Могилевской области

 В рамках плана мероприятий по созданию IT-кластера Могилевской области, было проведено анкетирование родителей учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования, увлекающихся информационными технологиями и программированием.

В анкетировании принимало участие более 170 респондентов из городов Могилева и Бобруйска и районов: Кличевский, Горецкий, Осиповичский, Чаусский, Кричевский, Могилевский, Белыничский, Мстиславский, Бобруйский, Быховский.

Участвовали родители школьников, распределенных по классам следующим образом:













    По мнению родителей, выбор профессии определяют следующие показатели:
85,4 % родителей считают важным интерес к профессии;
78,4% – способность к данной профессии;
52,6% – материальное благополучие;
35,7% – возможность профессионального роста
33,9% – условия труда;
19,9% – потребности региона в кадрах;
6,4% – мнение родителей.
Мнение родителей о будущей профессии ребенка совпадает с желанием школьника: в основном – 48%; полностью – 22,2%; не знают – 25,1%; не совпадает 4,7%.
74,4% родителей готовы принять выбор ребенка о будущей профессии, даже если их мнения будут отличаться.
27,7% родителей отметили, что ребенок уже выбрал ВУЗ для продолжения образования, 37,6% - выбрал, но колеблется; 33,5% - не выбрал, 1,2% – не знают.
Родителям было предложено определить приоритет ВУЗов для продолжения обучения в зависимости от региона их распольжения. Выбор производился из 8 регионов – Могилев, Минск, Гомель, Витебск, Брест, Гродно, Россия и другое. В качестве приоритетного для обучения ребенка 69% родителей определяют Минск, 21% – Могилев, 10% намерены сразу поступать за границу. В случае неудачи первого выбора, на второе место родители расположили регионы в следующем порядке: Могилев – 31%, за границу – 24%, Минск – 22%, Гомель – 13%, другие области – 10%. Никто из родителей не поставил Минские ВУЗы на последнее место в приоритет для поступления.
















Среди причин, влияющих на выбор ВУЗа родители называли:
× престиж ВУЗа, качество образования – 47.7%
× перспективы образования и престижность специальности – 24,8%
× интересы и способности ребенка – 21,1%
× расположение ВУЗа – 9,17%
× предоставление общежития – 7,34%
× будущее финансовое благополучие и финансовое положение родителей – по 3,67%
× сбалансированные учебные планы и возможность стажироваться во время учебы – 3,67%
× затруднились ответить – 9,17%
    Следует отметить низкий уровень профориентационной работы ВУЗов Могилевщины. Среди ВУЗов, которые занимаются подготовкой IT-специалистов назывались: Белорусско-Российский университет в 98,5% случаях, МГУ им. А.Кулешова – 42,5%, Университет продовольствия – 9,7%. Одновременно были названы и ВУЗы, в которых нет IT-специальностей: 6% родителей считают, что IT-специальность можно получить в Сельскохозяйственной академии, 3% – в Могилевском институте Министерства внутренних дел.
    Для того, чтобы Могилевская область стала в приоритете при выборе учебного заведения, родители отмечали следующие факторы:
× гарантия последующего трудоустройства – 31,11%
× ввести в ВУЗы новые, актуальные и востребованные специальности – 20%
× повысить качество образования и уровень преподавателей – 18,89%
× использовать опыт передовых ВУЗов – 7,78%
× реклама ВУЗов, т.к. многие не знают вообще о возможности получить IT-специальность в Могилевской области – 8,89%
× повышение рейтинга ВУЗа, поддержка студентов IT-компаниями, удобное транспортное сообщение – по 5,56%
× изменение программ обучения в ВУЗах и улучшения качества отбора студентов – по 2,22%
× не имеют предложений – 18,89%



На вопрос «Вы поддерживаете интерес ребенка к IT-технологиям?» ответы распределились следующим образом:
Планирует ли Ваш ребенок свою будущую профессиональную деятельность связать со сферой IT?












Наибольшее влияние на привлечение школьников к IT-технологиям оказал непосредственный интерес ребят. Все показатели в процентном соотношении представлены в диаграмме













Только 29,9% родителей считают, что у них достаточно информации о профессиях, связанных с IT-отрасли. Большинство родителей хотели бы узнать больше об IT-специальностях











25,4% родителей полностью довольны результатами учебы ребенка в школе, 44,5% - довольны в целом, 30,1% родителей считают, что ребенок мог бы учиться лучше. Однако никто не считает обучение не актуальным.
На вопрос «Устраивает ли Вас качество образования по информатике» ответы распределились следующим образом:







В рамках предложения изменений школьного курса информатики для улучшения информационной образованности школьников 11% родителей ничего не меняли бы в программе; 47,5% родителей хотели бы изменения программы изучения информатики – увеличение часов на изучение предмета, пересмотр неактуальных тем, изучение современных языков программирования, большее внимание уделять практическим навыкам, информационной безопасности, начало изучения информатики перенести в начальную школу и др; 21% опрошенных считают необходимым увеличение часов на изучение программирования, а также введения профиля и централизованного тестирования по информатике; 10% родителей считают необходимым улучшение компьютерной техники в кабинетах информатики; 6,25% хотели бы повышения уровня подготовки учителей информатики; 7,5% затрудняются ответить на предложенный вопрос.
Предложения по развитию IT-образования в Могилевском регионе связанные с внесением изменений в школьное образование – 26,3% родителей, такое же количество респондентов не имеют предложений вообще, 15,8% предлагают повысить инвестирование в это направление в том числе и на укрепление материальной базы, по 10,5% на укрепление кадрового потенциала и на проведение различных мероприятий в направлении IT-технологий, 8,8% родителей предлагают уделить внимание рекламе и информированию по мероприятиям и видам деятельности в IT-отрасли, 3,5% – уделить внимание развитию IT-отрасли (больше рабочих мест, новые специальности).
Для профориентации школьников в направлении IT-сферы большинство родителей предлагает проводить экскурсии в IT-компании, встречи со специалистами, мастер-классы по различным направлениям. Более полная информация по данному вопросу представлена в диаграмме
















К сожалению, родители, а значит и их дети, не знакомы с IT-бизнесом Могилевской области: 81% отвечающих не смогли назвать ни одной IT-компании, расположенной в регионе, а некоторые отвечали, что таких компаний нет вообще, 11% назвали только одну компанию, 4% - две и более, 4% называли компании, не относящиеся к IT-сфере. Наиболее часто называли EPAM (12%). Из крупных компаний также называли Artezio, Awem, ITechArt, iTransishen. Результаты данного опроса свидетельствует о низкой информированности населения о IT-сфере в Могилевской области и необходимости активизации этой работы в IT-компаниях.
В настоящее время большинство родителей не рассматривают Могилевскую область как место будущей работы их ребенка












Если для анализа взять ответы родителей школьников из Бобруйского региона, то статистика значительно изменится. В частности, в первую очередь Могилевщину для продолжения образования выбирают 9%, а Минские ВУЗы – 65%. Родители в этом регионе не знакомы c IT-сферой нашей области – только 9% родителей назвали хотя бы одну IT компанию. Для места будущей работы никто из родителей не назвал Могилев, 54% определили Беларусь и 46% предпочли бы работу для ребенка за границей. Из предложений для повышения привлекательности Могилевских ВУЗов для поступления, родители называли следующее: удобный транспорт, повышение качества образования, расширение перечня специальностей, обеспеченность общежитием, возможность стажировки во время обучения. Упоминание общежития в данном случае еще раз подчеркивает недостаточную профориентационную работу ВУЗов в регионах.
С целью повышения привлекательности Могилевской области для абитуриентов необходимо активизировать профориентационную работу в регионах с участием IT-компаний и ВУЗов, регулярно проводить конференции ProIT с выездом в районные центры области. Учреждениям образования организовать проведение факультативов по изучению языков программирования и Scratch, робототехнике, развитию логического и алгоритмического мышления. Высшим и средне-специальным учебным заведениям на регулярной основе проводить дни открытых дверей, дни IT-специальностей; организовать освещение в средствах массовой информации основных направлений и специальностей подготовки IT-специалистов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конкурс технических стартап-проектов школьников "IT-перспектива"

Чествование учителей информатики